Третьяков и молодые художники...


Левитан Исаак Ильич
Осенний день. Сокольники
1879
Третьяков никогда не делал, как другие собиратели: купит картину, а потом – прощай, художник! Нет. Он всегда интересовался художником: что он пишет, как живет. Постоянно бывая на ученических выставках, он знакомился с молодыми художниками еще на школьной скамье, покупал их ранние работы. У Левитана он купил несколько работ, когда тот еще был в школе живописи. И у многих покупал, совсем в те годы юных, у Архипова, Нестерова.

-А зачем вам такая слабая работа? – иногда упрекали Павла Михайловича опытные художники.

Особенно много разговоров вызвала первая купленная у Левитана работа "Сокольники. Осенние листья". Не всем эта вещь нравилась. Но Третьяков отвечал, что если она сейчас не представляет особенного интереса, то он видит и чувствует, что в этом художнике есть талант. Так он часто говорил и про других начинающих художников.

Павел Михайлович сильно заботился о талантливой молодежи. Он помогал и деньгами и советами. Если случалось, что ученик школы живописи нуждается или не имеет чем уплатить за право учения, профессора обычно направляли его к Третьякову со своими записками. И Третьяков немедленно давал деньги. Известный ныне художник Струнников вспоминает, как он, нуждаясь, обращался к Третьякову за помощью. Третьяков тотчас помог. Или другой художник –Пчелин - вспоминает, как мать его привела, двенадцатилетнего мальчика к Третьякову: "Вот малый бесперечь рисует. Мне посоветовали обратиться к вам, не поможете ли определить его в художественное училище." Третьяков посмотрел рисунки Пчелина и помог определить его в училище.
Обращались к нему многие за советом, стоит ли им заниматься живописью и рисованием. Третьяков внимательно рассматривал работы начинающих художников, иногда советовал продолжать и всячески помогал, следил за развитием таланта. Иногда жа категорически советовал бросить напрасный труд. Его племянник – сын Сергей Михайловича-тоже было возымел желание сделаться художником  и некоторое время занимался рисованием. Павел Михайлович очень внимательно следил за его работами, потом сказал:

-Брось! Ничего не выйдет…
Для молодого художника было уже громадным успехом, если его картина приобретена Третьяковым.  Художник Первухин написал картину "Зима" и послал ее на выставку. Когда она появилась на выставке, Третьяков приобрел ее, а в таких случаях на картине тотчас вешался ярлычок: "Приобретено П.М.Третьяковым".

К.Первухин. Зимний вечер (Зима), (1888)
Явился автор картины, увидел эту записку и снял ее:  не поверил! Приходит заведующий выставкой, видит, ярлычка нет, и делает другой. Первухин возвращается и во второй раз видит надпись: "Приобретено". Он нашел к заведующему проверить, и оказалось, что это верно.
А он жил не в своей квартире, а у своего дяди. Обстановка, очевидно, была небогатая, и он со своими полотнами дяде мешал, и дядя частенько ему говорил:"Что ты , Константин, этим делом занимаешься? Лучше бы занялся чем-нибудь другим. Таких картин, какие покупает Третьяков, мы от тебя не дождемся."
И когда оказалось, что Третьяков купил его картину, Первухин прилетел на квартиру и завертелся по комнате колесом. Дядя спросил с испугом: "Что случилось?" А он кричит: "Мою картину Третьяков купил!" Вот так высоко ценили художники Третьяковскую галерею. 

А Третьяков, замечая молодого художника, потом уже всю жизнь не выпускал его из вида: переписывался с ним, навещал его, если он жил в Москве или в Петербурге, старался увидеть каждую его новую работу и приобретал все лучшее. Так, с первых шагов он следил за работами Нестерова, Малютина, Архипова, братьев Коровиных, Серова, С.Иванова и множества других. 


 Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии