Третьяков и художники: Николай Васильевич Неврев и "архиерей"



Н.В.Неврев. Автопортрет. 1858
Художники для Третьякова были какие-то высшие люди, носители какой-то великой правды, в доме Третьяковых все говорили о художниках, как о самых достойных людях в мире.

-Художник пришел! Художник приехал!- с восторгом и трепетом говорили во всем доме и во дворе – кучера, горничные, служащие конторы.

Сам всегда серьезный, малоразговорчивый, Павел Михайлович вдруг оживлялся, он особенно любезно говорил с  художником, как никогда и ни с кем. При встрече с художником обычно троекратно целовался.
На первых порах нас всех, помню, удивляло: к нам в галерею едут и великие князья, и графы ,и генералы,  выражают желание видеть Павла Михайловича, познакомиться с ним, поговорить, а он приказывает сказать: "его дома нет" , "выехал неизвестно куда".  А приедет художник – нет ему гостя дороже. И к себе в кабинет пригласит (а обычно звал к себе других лиц редко), и в дом поведет, во второй этаж, к своей семье, где Вера Николаевна угощает завтраком.
Н.В.Неврев.Воспитанница.1867
Художник Неврев был первым старейшим другом, как я помню, в доме Третьяковых. Еще в 1867 году он написал картину "Воспитанница", на которой изобразил комнату  в доме Третьяковых, где видна картина С.Щедрина "Лунная ночь". Картина и сейчас находится в экспозиции галереи, и кто хочет знать, в какой обстановке жил в то время Третьяков, пусть посмотрит на эту картину.

Сам Неврев жил тоже недалеко от Лаврушинского переулка, возле Краснохолмского моста. Был он коренной москвич, всю жизнь прожил в Замоскворечье, и должно быть, Третьякову особенно нравилось, что Неврев изображает близкий ему быт. Художник часто приходил к Третьяковым к обеду, за обедом рассказывал анекдоты, громко смеялся. Самого Павла Михайловича он называл "архиереем".

Он не прочь был выпить, а у Третьяковых за обычным обедом вина совсем не полагалось. Тогда он начинал расспрашивать Веру Николаевну, не именинник ли кто-нибудь из ее родственников или знакомых.

-Да, именинник есть, вот троюродный братец…

-Так это же надо  вас поздравить!- радостно говорил Неврев.

А Вера Николаевна уже знала, почему гость именинников разыскивает, и приказывала подать вина. Увидев бутылку, Павел Михайлович тотчас забирал свои газеты и книги (он всегда за столом сидел с книгами) и уходил к себе в комнату.
Неврев после обеда обычно оставался, читал вслух книгу. Читал он очень выразительно, и послушать его собиралась вся семья Третьяковых.
Н.В.Неврев.Смотрины. 1888
Неврев работал много и плодотворно. Все собиратели любили его и старались наперебой купить у него картины. Так что Неврев жил сравнительно с другими художниками неплохо: его квартира была из трех комнат с мебелью красного дерева, старинного фасона. Одну из своих комнат он изобразил на картине "Смотрины", где батька сватает сынка-семинариста за дочку попадьи. Но в первом этаже дома, в котором он жил, находились квартиры извозчиков ,битком набитые людьми. Во дворе всегда стояли извозчичьи сани, лошади, телеги.

Помню, когда придешь к нему, на дворе, шум и гам. На Николу-зимнего художник обычно справлял свои именины, и вот тогда поздравлять его приезжали все московские коллекционеры - Солдатенков, Боткины, Харитоненко, Третьяковы-все в блестящих экипажах, на тысячных рысаках. Веселый художник угощал своих почетных гостей.

Дружил Третьяков с Невревым до своей смерти. После смерти Третьякова совет галереи предложил Невреву пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость (ему в то время было уже 69 лет) .

 

  Из воспоминаний Н.А.Мудрогеля "Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее".

Комментарии