Art educator-ы в постоянной экспозиции искусства XX века Третьяковской галереи на Крымском Валу: эксперимент в рамках акции "Ночь в музее"

18 мая в рамках международной акции "Ночь в музее" в Третьяковской галерее на Крымском Валу в залах постоянной экспозиции искусства XX века был проведен эксперимент с участием волонтеров (art educator-ов), которые в течение вечера отвечали на вопросы и проводили небольшие экскурсии для посетителей по отдельным залам.
Art educator-ы – студенты или выпускники специализированных вузов, которые работают с посетителями в экспозиции и на временных выставках в музеях, галереях и в выставочных пространствах.
Подобная практика используется во многих западных музеях, в крупных музеях России на данный момент эта программа редко встречается (art educator-ы работают, как правило, на временных выставках современного искусства, в частных галереях и новых выставочных пространствах).
В программе, подготовленной к "Ночи в музее" приняли участие 23 art educator-а. Предварительно с волонтерами проводились подготовительные встречи – занятия с экскурсоводами Третьяковской галереи.

По результатам эксперимента участники рассказали о своих впечатлениях от работы в роли art educator-ов, об опыте общения с посетителями и поразмышляли, нужно ли вводить подобную практику в музеях на постоянной основе:

 
Елена Коцуба (Институт истории культур, факультет культурологии; специализация: арт-критика и кураторское искусство):
"Я спрашивала у посетителей, не хотят ли они узнать подробнее о произведениях и художниках и как только начинала рассказывать одному, сразу же собиралась целая группа. Кто-то присоединялся в середине и просил начать заново. Я не знаю сколько раз почти за 6 часов я рассказала о творчестве художников, но я не чувствовала усталости, это был необыкновенный заряд энергии и положительных эмоций.
Было приятно, когда одна девушка, которой я рассказывала в начале вечера о творчестве Ларионова-Гончаровой пришла через несколько часов с молодым человеком и уже сама пересказала ему то, что узнала от меня. Я услышала множество прекрасных слов в свой адрес и благодарностей. Было бы замечательно ввести эту практику чаще, чем раз в год."
 
Лихоманова Маргарита (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, факультет искусствоведения):
 
"В зале, посвященном работам послевоенного периода, было очень много посетителей. Интересно, что люди, которые просили провести мини- экскурсию по двум залам, очень активно включались в диалог. Было увлекательно слушать их мысли относительно тех или иных произведений. Например, всем очень нравилась и привлекала внимание  картина Гаврилова “Молодые матери”.
Я считаю, что подобная практика очень полезна во всех отношениях. Посетителям гораздо интереснее получать живые отзывы и оценки произведений, чем читать о них печатные тексты. Таким образом, слушатели включаются в разговор, обретают возможность высказать свою точку зрения. Так появляется интерес.
Хотелось бы выразить огромную благодарность авторам проекта за предоставленную возможность."

 
Ульяна Хохлова (Санкт-Петербургский Государственный университет (СПбГУ),  специальность "искусствовед", кафедра русского искусства):
«Публика, пришедшая в этот вечер в музей, была совершенно разной: от  пожилых дам, с удовольствием рассуждающих о творчестве Шагала, до молодых людей, которые, казалось, попали в музей впервые.  Из массы впечатлений можно выделить несколько главных. На мой взгляд, очень важным  и полезным  был  формат диалога.  Молодые люди, редко посещающие музей, слыша, как их ровесник рассказывает о содержании и значении непонятной для них картины, подключались к  беседе и уже не так стеснялись задать вопрос, который в ситуации экскурсии мог бы показаться им неумным и не был бы задан. Спасибо за предоставленную возможность, я получила бесценный опыт! Надеюсь, подобный формат работы с посетителями будет иметь продолжение.»


Вероника Синянская (МГУ им. Ломоносова, философский факультет, отделение культурологи):
«Работа art educator-ом в Третьяковской Галерее открыла для меня прекрасную  возможность  поделиться с людьми знаниями о русском искусстве XX века, а также самой  более глубоко исследовать  интересующую  тематику. Это был незабываемый опыт: несколько часов работы пронеслись на одном дыхании,  живой интерес в глазах посетителей и их настойчивое желание узнать больше заряжали новыми силами. Мы вступали в диалоги, а, порой, даже в жаркие диспуты, с интересом обсуждали различные точки зрения, и было видно, как до того далёкое и чуждое искусство становилось для  наших гостей "живым".»


Наташа Кутина (МГПИ (Московский Гуманитарный Педагогический Институт) филологический факультет):
«После моего рассказа про "Черный квадрат" Малевича, люди подходили и спрашивали, в какой день еще можно прийти и послушать подобные экскурсии, где об этом можно почитать, веду ли я блог, и самый важный вопрос - почему ночь в музее только один раз в год?! Люди оставались послушать мой рассказ несколько раз, потом уходили и возвращались снова с вопросами. Многие честно признавались, что абсолютно ничего не понимают в русском авангарде, что без комментариев это искусство недосягаемо. Я была бесконечно рада принять участие в этом проекте.»

Комментарии