К 120-летию со дня передачи галереи П.М.Третьякова в дар Москве: "..благодарность дело будущего: разовьется масса и оценит как следует"

Третьяков Сергей Михайлович
1880-е
В 1892 году произошло тяжелое для Павла Михайловича событие – смерть, неожиданная и скоропостижная, Сергея Михайловича. Братья – ни тот, ни другой – не думали, что Павел Михайлович переживет. Сергей Михайлович был моложе, хотя на два года только, но он был такой свежий, бодрый. Он давно не занимался торговыми делами, участвуя лишь в совещаниях и решениях важных вопросов. Он вел образ жизни более подвижный, нежели Павел Михайлович, да и раньше никогда не сиживал за конторкой, как старший брат.

Сергей Михайлович знал, что Павел Михайлович прочит свое собрание в подарок Москве и составил завещание в духе намерений брата.И вот случилось так, что завещание Сергея Михайловича не могло быть исполнено, потому что половина дома, завещанного городу, принадлежала частному лицу.

Павел Михайлович писал Стасову (Владимир Васильевич Стасов - музыкальный и художественный критик, историк искусств - прим. составителя) о смерти брата, о судьбе его коллекций, о завещании: "Коллекцию брата я могу, в силу завещания, взять в свою, и я ее разумеется возьму и впоследствии помещу отдельно, но в этом же доме; она так и останется, к ней не прибавится ни одной иностранной картины, мое же русское собрание надеюсь если буду жив будет пополняться. Брат, кроме картин, передаваемых в мое собрание, завещал городу: половину принадлежащую ему дома и капитал в 125 тыс., на проценты с которого приобретать русские живописные и скульптурные произведения. Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу мою часть дома и собрание русской живописи, разумеется с условием пожизненного пользования квартирой и заведования учреждением… Сведений о себе я Вам не дам, так как очень не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается…"

У Павла Михайловича эта передача была решена десятки лет назад. Расставание с собранием, с безгранично любимыми картинами не огорчило его; да он, собственно, и не расставался с ними. Его огорчал и пугал шум, который должен был подняться вокруг этого, похвалы и чествования.

Через месяц с небольшим после смерти Сергея Михайловича, в августе 1892 года, Павел Михайлович написал заявление в Думу о передаче городу собрания своего и Сергея Михайловича вместе с домом и об условиях передачи.

В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ

Коммерции Советника Павла Михайловича Третьякова

За я в л е н и е

Грамота об избрании П.М. Третьякова
Московской городской
Думой почетным гражданином
Москвы. 1987
Покойный брат мой Сергей Михайлович в оставленном им духовном завещании сделал известным высказанное мною ему намерение пожертвовать городу Москве мою художественную коллекцию и с своей стороны пожертвовал в собственность города как принадлежащую ему половину дома, где помещается моя коллекция, в Москве в Лаврушинском переулке, в приходе св. чуд. Николая в Толмачах, так и все те предметы из его личной коллекции, которые я выберу для присоединения к моей, причем передача сего имущества и особого фонда на приобретение в будущем произведений живописи и скульптуры обусловлена им принятием Городскою думою всех тех условий, которые я найду необходимым предложить Московской городской думе. Озабочиваясь с одной стороны скорейшим выполнением воли моего любезнейшего брата, а с другой, желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галлерею со всеми художественными произведениями, подробная опись которых с расценкою отдельных предметов имеет быть составлена при передаче; вместе с тем я передаю в собственность города принадлежащую мне половину дома на следующих условиях:

1. Пожизненно я и моя жена Вера Николаевна сохраняем право пользоваться тем самым помещением в жертвуемом доме, которое мы до сих пор занимаем; причем ремонт дома, содержание оного и уплату повинностей принимаем на себя.

2. Я предоставляю себе право перестраивать имеющиеся помещения и вновь пристраивать с тем разумеется, чтобы эти перемены не уменьшали стоимости имения.

3. Галерея помещается в жертвуемом доме и должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими не менее четырех дней в неделю в течении всего года, за исключением только того времени, когда необходимо нужно будет проводить ремонтные работы.

4. В праздничные и табельные дни Галерея должна быть открыта, за исключением первого дня св. пасхи, рождества и Нового года.

5. Первым попечителем пожизненно остаюсь я. а после смерти моей пожизненно же племянник мой Николай Сергеевич Третьяков. После же его смерти попечителя избирает Городская дума.

6. Мне пожизненно предоставляется право заменять одну картину другою, если в видах улучшения коллекции я найду это необходимым, с условием лишь, чтобы общая стоимость коллекции от сего не уменьшилась. Но это право никак не может принадлежать будущим попечителям.

7. В доме никаких помещений не отдавать внаймы; в нем может жить только смотритель и необходимое для охраны число служителей, но и эти помещения желательно бы устроить не в связи с помещениями коллекций.

8. Крепостной акт на принадлежащую мне часть дома я обязуюсь совершить после согласия Думы принять дар на выше объясненных условиях.

31 августа 1892, Москва

Коммерции Советник Павел Михайлович Третьяков.

В заседании 15 сентября Городская дума заслушала доклад городского головы об этом заявлении, обсудила и постановила принять и благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича как представителя скончавшегося Сергея Михайловича, а также ходатайствовать в установленном порядке о присвоении помещению, в котором будут находиться художественные коллекции, наименования „Государственная художественная галлерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Третьяков Павел Михайлович. 1891
Узнав о постановлении Думы, Павел Михайлович на другой же день, 16 сентября, уехал за границу, где он два месяца путешествовал. 21 сентября он писал Вере Николаевне из Люцерна: „Я еще не пришел в норму, да и мысли все вертятся на последних московских событиях, никак не могу отрешиться от них, уж очень большой переворот в моей нравственной жизни, т. е. духовной, так что на этот раз совсем не то как было ранее в моих странствиях". В письмах, которые он получал, говорилось о тех же событиях. Вера Николаевна, описывая ему празднование ее именин на другой день после его отъезда, рассказывает о посещении соседей – всей семьи Алексеевых: „все с особым поклоном тебе. Молодые Владимир Сергеевич и Константин Сергеевич особенно волновались за тебя, говоря, что масса не может тебя как должно отблагодарить за твое великое пожертвование. Я успокаивала многих, что эта благодарность дело будущего: разовьется масса и оценит как следует. Дети как бы жалеют о преждевременности этого пожертвования. Но меня это не огорчило, конец один должен был ожидаем в истории твоей галлереи. Я тебе сейчас перепишу телеграмму старика Эрнхсона‚ полученную вчера: „Совершили по истине великое дело, которое не часто встречаешь на страницах всемирной истории, говорю в порыве непреложного чувства моего к Вам всегдашнего глубокого уважения. Эрихсон". Просто трогательно для такого сухого старика. Но тут видно понимание дела".


Павел Михайлович в Москву вернулся 14 ноября. Его возвращения ждали. Московское общество любителей художеств приготовило приветственный адрес с подписями членов комитета и членов Общества – сто одну подпись. Художественные деятели Петербурга послали адрес, подписанный сто четырьмя именами художников разных школ и направлений, старшего поколения и младшего, начиная с Репина, Куинджи и Чистякова и кончая Бакстом, академиков старинных и новых с Ив. Ив. Толстым во главе, художественных деятелей, как Собко, Котов, Скамони и многих других.

5 декабря Вера Николаевна писала мне в Петербург, где я жила: "Сегодня были художники Брюллов, Ярошенко, Остроухов, Киселев, а вчера Маковский. Они - передвижники прислали папе письмо, но я его еще не читала"

В приветствии своем передвижники, между прочим, писали: "Хотя мы все давно уж привыкли к мысли, что галерея Ваша предназначалась быть общим достоянием, но известие о том, что это осуществилось и сознание насколько избранный Вами вид служения на пользу общую необычен, вызвали в нас так много чувств и гордости и радости, что мы не можем не выразить Вам их и не послать Вам нашего горячего привета…"... Подписались тридцать восемь передвижников.

Письмо городского головы Н. А. Алексеева от 5 декабря извещает о принятии Думой подарка Павла Михайловича.

"Милостивый государь Павел Михайлович! Движимый желанием способствовать устройству в первопрестольной столице полезных учреждений и содействовать процветанию искусства в дорогой для Вас России, Вы принесли в дар Московской городской думе Вашу художественную коллекцию, на которую Вы положили столько нравственных забот и материальных затрат и которая издавна составляет гордость и украшение не только города Москвы, но и всей нашей родины.

Московская городская дума, выслушав в заседании 15 сентября сего года мое заявление о Вашем даре и высоко ценя то доверие, с которым Вы решились передать на попечение Московского городского общественного управления Ваши художественные драгоценности, единогласно постановила выразить Вам глубокую благодарность за Ваше пожертвование на пользу города Москвы.

Не ограничиваясь Вашим даром, Вы понесли новый труд на пользу г. Москвы, взявши на себя заботы по разбору и размещению в пожертвованной городу Галлерее собранных покойным братом Вашим Сергеем Михайловичем произведений иностранных художников, поступающих ныне вместе с Вашей коллекцией в собственность столицы.

С особенным удовольствием доводя до Вашего сведения о постановлении Городской думы 15 сентября и присоединяя выражение моей личной искренней признательности за Ваше пожертвование и Ваши труды на пользу города, я вместе с тем считаю своим долгом препроводить Вам копию упомянутого постановления Думы.

Прошу Вас, Милостивый государь, принять уверение в совершенном моем уважении и глубокой преданности, покорнейший слуга Ваш Н. Алексеев".

15 августа 1893 года „Городская галерея братьев П. и С. Третьяковых" открылась для посетителей.

По материалам книги дочери П.М.Третьякова А.П.Боткиной "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве", 1960

Комментарии