"И я вижу между лесов, перед огромным холстом фигуру в синей блузе, с большой круглой палитрой на руке..." - воспоминания Михаила Нестерова о В.М.Васнецове...

Кузнецов Н.Д. Портрет
В.М. Васнецова.

1891
В мамонтовское Абрамцево, проездом в Киев, заглядывает Андриан Викторович Прахов, приходит в восторг от содеянного там Васнецовым, привлекает его к росписи киевского Владимирского собора, во главе комиссии по окончании коего тогда был поставлен Прахов.
Васнецова не пришлось долго уговаривать: после "Каменного века" Виктор Михайлович спал и видел роспись больших стен. Васнецов в Киеве; с огромным воодушевлением он отдается новому, такому для него увлекательному делу, мало помышляя о заработке.<…>
В то время мной был написан "Пустынник", обративший на себя внимание киевлян на Передвижной, а на следующий год появился на Передвижной же "Варфоломей".
Его в Петербурге видел Прахов и проездом через Москву, на домашнем спектакле у Мамонтова, познакомился со мной и тут же предложил мне работать в Киеве, сначала поехав туда и ознакомившись на месте с делом.<…>

По лесам я иду впервые, иду робко, озираясь влево на все увеличивающуюся пропасть: перил нет, голова немного кружится, а мой спутник летит по ним "быстрее лани", да и я скоро буду бегать по ним, как по паркету. Наконец, площадка; мы на хорах. <…>

И я вижу между лесов, перед огромным холстом фигуру в синей блузе, с большой круглой палитрой на руке. Это и есть Виктор Михайлович Васнецов.

Заслышав наши шаги, Виктор Михайлович оборачивается, кладет палитру на запыленные бревна, идет навстречу. Мы сердечно здороваемся, целуемся, и с этой минуты начинаются на долгие годы наши добрые отношения, может быть, дружба, с малыми перебоями, едва ли от нас зависящими…

Виктор Михайлович в те дни был таким, каким его написал незадолго перед тем Н.Д.Кузнецов. Виктор Михайлович был высок ростом, пропорционально сложен, типичный северянин-вятич с русой бородой, с русыми волосами на небольшой голове; прядь волос спускалась на хорошо сформированный лоб. Умные голубые глаза, полные губы, удлиненный правильный нос. Фигура и лицо 41-летнего Васнецова дышали энергией, здоровьем.
Мы заговорили о работах, о моем "Пустыннике", о "Варфоломее"; Васнецов, вопреки Прахову, находил их свободными от западных влияний.
Виктор Михайлович повел меня осматривать им сделанное. Тут же в двух шагах была одна из стен, кои мне предстояло расписать…
Текст воспроизводится по изданию: Нестеров М.В. В.М.Васнецов // Нестеров М.В. Давние дни. –Уфа, 1986, С. 388-391.

Комментарии