"Красота природы - природа красоты": Ф.Я.Алексеев. Боярская площадка, или Постельное крыльцо и храм Спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле

Ф.Я.Алексеев. Боярская площадка, или Постельное крыльцо
 и храм Спаса за Золотой решеткой в Московском Кремле

Как и другие московские виды Ф.Я.Алексеева, эта картина была написана в начале XIX века.
Многие из сооружений, изображенных худо
жником на картине, уже давно не существуют, а потому особенно интересно увидеть их глазами современника.


Алексеев изображает пространство, находящееся внутри Кремля. Боярская площадка (так называлась находящаяся в Кремле прямоугольная паперть-гульбище – она занимает центральное место в картине) расположена за Теремным дворцом, комплекс которого находится в правой части картины. Боярская площадка называлась также Постельным крыльцом. На ней, прежде чем предстать перед царем, собирались бояре, с нее оглашались царские указы. Там же -  Верхнеспасский собор, или Спас за Золотой решеткой, построенный в первой половине XVII столетия и служивший домовой церковью русских царей, Золотое крыльцо и церковь Рождества Богородицы. В левой части  картины - фрагмент Зимнего дворца. За парапетом Боярской площадки виднеются главы церкви Спаса на Бору. Вдали – здание Приказа Большого дворца.

Как обычно у Алексеева, пейзаж населен людьми. Вот они – москвичи начала XIX столетия: прогуливающиеся пары, няньки и мамаши с детьми, купечество в национальных костюмах. Даже за парапетом можно видеть стоящие человеческие фигуры. Эта "обжитость" делает пейзажи Алексеева удивительно занимательными и интересными для внимательного разглядывания. То есть, они представляют не только художественный, но и этнографический, культурологический интерес.

В 1830-1840-е годы при постройке К.А.Тоном Большого Кремлевского дворца, который в настоящее время входит в комплекс Кремлевского ансамбля, на месте Боярской площадки был сооружен Владимирский зал дворца, а Золотое крыльцо включено в его интерьер.

Комментарии