Валентин Серов в воспоминаниях современников. Путешествие на Север

В 1894 году Валентин Серов вместе с Константином Коровиным по заданию Саввы Ивановича Мамонтова отправились следом за экспедицией на Север, предпринятой для исследования маршрута при строительстве железной дороги от Архангельска до Мурманска. 

Белое море. 1894.
Этюд. Картон, масло. 14,2 × 26
Государственная Третьяковская галерея
Они посетили Ярославль и Вологду, затем по рекам Сухоне и Северной Двине добрались до Архангельска и Мурманска, после отправились на Новую Землю и в Северную Норвегию (мыс Нордкап, Тронхейм), побывали в Стокгольме и Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Впечатления от поездки воплотились в набросках и эскизах, впоследствии показанных на выставках.

Из воспоминаний Коровина:

"Серов и я увидели, что днем писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров, слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. Я и Серов намазались гвоздичным маслом, — ничуть не помогало. Мошкара темными облаками гонялась не только за нами, но и за паровозиком времянки…

Поморы. 1894. Этюд. 
Дерево, масло. 33 × 23,3
Государственная Третьяковская галерея
<…> Как-то Серов и я писали светлой ночью около сторожки этюд леса. В кустах около нас кричала чудно и дико какая-то птица. Мы хотели ее посмотреть. Только подходили к месту, где слышен ее крик, она отойдет и опять кричит. Мы за ней, что за птица: кричит так чудно, а видать невозможно. Ходили-ходили, так и бросили и пошли назад. Пришли будто к сторожке, а сторожки нет. Мы — в сторону, туда — сюда. Нет. Мы назад пошли, ищем. Нигде нет.
<…> Мы заблудились. Смотрим, все ветви деревьев повернуты на юг.

— Я полезу на дерево, — говорит Серов.
Я подсаживаю, он ловко взбирается, хватаясь за ветви длинной ели.

— Сторожки не видно, — говорит он с дерева. — А что-то белеет справа, как будто озеро или туман…

Вдруг слышим — идет где-то недалеко паровоз, тарахтит по рельсам, попыхивает. Мы быстро пошли на приятные звуки времянки, и оба сразу провалились в мох, в огромное гнилое дерево, пустое внутри, а внизу завалившее яму. Там была холодная вода. Мы оба разом выскочили из этой гнилой ванны, побежали и скоро увидели нашу сторожку.
 
Серов посмотрел на меня и сказал:
— А ведь могло быть с нами прости-прощай…"




Источник:
Коровин К.А. На Севере диком // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 1. С. 321–322.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии