Валентин Серов в воспоминаниях современников. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества



Натурщица. 1905
Картон, темпера, белила. 68 × 63
Государственная Третьяковская галерея
Значительным этапом в жизни художника была педагогическая деятельность. Серов стал преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1897 году, сменив К.А.Савицкого. С 1901 по 1909 год Серов  вместе с Константином Коровиным руководил портретно-жанровой мастерской, в которую имели право поступать выпускники Училища. 

Обучение в серовской мастерской строилось на культе натуры. Серов ввел ряд нововведений в процесс подготовки художников: он инициировал открытие начального класса, придавал большое значение рисунку как основе живописи, значительно ускорил темп работы над этюдами, привлекал к позированию женщин, работал рядом со своими учениками, вдохновляя их личным примером. 

Серов неизменно заботился об учащихся, о доступности для них качественных живописных материалов, о выделении пособий и стипендий. Среди его учеников были Н.П.Ульянов, П.В.Кузнецов, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, К.Ф.Юон и другие.

Из воспоминаний Н.П.Ульянова: 

Натурщица с распущенными
волосами. 1899. Бумага
на картоне, акварель, тушь,
белила. 52,4 × 35,5
Государственная Третьяковская
галерея
"Свой месяц дежурства на вечерних занятиях Серов начал с того, что забраковал живших при Училище постоянных натурщиков, нашел на стороне молодого, с крепким телом парня и поставил его в самую простую позу, причем тут вместе с учениками сел рисовать его сам.<…>

Где же это видано, чтобы преподаватель, "уважающий себя" и дорожащий своим авторитетом, прославленный художник, рискнул на этот неосторожный шаг? А Серов сидит на верхней парте и делает то, что делают все: спокойно, сосредоточенно рисует, забыв об окружающих. И вдруг, не отрываясь от работы, он твердо, как бы для себя, но в первый раз говорит во всеуслышание: "Натурщик поставлен не на месяц, а всего на три вечера. Никаких фонов, никакой тушевки. Голый рисунок — и больше ничего!" И через несколько минут: "Никакого соуса, никакой растушевки — вот и все. Надоели рисунки вроде заслонок".

<…> До него мы делали рисунки по целому месяцу. Серов же требует быстрой зарисовки и часто ставит модель на один сеанс. Более того, показав модель минут пять или несколько дольше, он предлагает нарисовать ее по памяти. Этого не было никогда.

<…> Серову было интересно наблюдать за молодежью и, наблюдая, самому находиться в постоянном познавательном и творческом процессе. Выбирал ли он модель, выискивал ли ей позу — он всегда делал это столько же для учеников, сколько и для себя, имея в виду свои собственные опыты и замыслы. Его мастерская была лабораторией, отнюдь не замыкавшейся в портретных задачах, хотя портрету и было отведено в ней большое место".

 

Источник:
Ульянов Н.П. Воспоминания о Серове // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 2. С. 116, 120.


Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии