Валентин Серов в воспоминаниях современников. Исторические картины

Валентин Серов известен не только как выдающийся портретист, но и как иллюстратор — особого успеха он добился в работе над историческими темами. Наибольший интерес у Серова вызывала личность Петра I.

Пётр I на псовой охоте. 1902
Бумага на картоне, акварель, гуашь.
29 × 50. ГРМ
 В 1899 году художник приступил к созданию иллюстраций к изданию Н.И.Кутепова "Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век". Обращение к образу Петра Великого послужило поводом для создания таких станковых произведений, как "Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте" (1900), "Пётр I на псовой охоте" (1902), "Пётр I" (1907).

Из воспоминаний А.Я.Головина:

"Исторические картины Серова — нечто замечательное: они одновременно и вымышлены и реалистичны, в них дана и художественная правда, и историческая точность. Прежде, когда у нас писали историческую картину (например, Литовченко или Неврев), в ней было пятьдесят пудов, все было тяжеловесно и надуманно. Серов дал жизнь историческим образам. Помню, как долго он готовился к своему „Петру I“: в Эрмитаже зарисовал его маску, осмотрел его мундиры и потом изобразил, каким был подлинный Пётр — огромный, но узкоплечий, с маленькой страшной головой, на тонких ногах".

А.Н.Бенуа так описывал картину Серова "Пётр I":
Пётр I. 1907. Картон, гуашь, белила.
68,5 × 88. ГТГ
"Страшно, судорожно, как автомат, шагает Пётр... Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные „птенцы“, с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что <...> в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии. Пётр Серова идет как автомат, но именно это и дает впечатление изнутри действующей чудовищной энергии какого-то фантастического механизма, завод которого в руках Верховных, пугающих своею огромностью, начал".



Источник:
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 1. С. 227, 407–408.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии