Валентин Серов в воспоминаниях современников. Похищение Европы


Похищение Европы. 1910
Холст, масло. 71 × 98,7. ГТГ
Работы Валентина Серова на сюжеты мифов и легенд Древней Греции составляют отдельную страницу его творческой биографии. Произведения на такие сюжеты, как "Ифигения в Тавриде", "Одиссей и Навзикая", "Похищение Европы", "Диана и Актеон", создавались в разные периоды творчества, но свидетельствуют о неизменном интересе художника к античной культуре. 

В 1902 году В.Д.Поленов привлек Серова к разработке проекта росписи стен возводимого в Москве Музея изящных искусств (ГМИИ им. А.С.Пушкина). 

Для более полного погружения в тему Серов вместе со своим другом художником Л.С.Бакстом в мае–июне 1907 года совершил путешествие в Грецию и на остров Крит, что оказало значительное влияние на творчество обоих художников. По выражению Бакста, они с Серовым "искали современную манеру изображения греческого мифа".

Из воспоминаний В.В.Розанова о посмертной выставке Серова в 1914 году:
Похищение Европы. 1910. Холст,
темпера, гуашь, уголь. 80 × 100. ГТГ
«В левой зале привлек мое внимание миф: "Зевс и Европа" ("Зевс и Ио" Геродота): он несет на спине юную Ио, переплывая в Малую Азию через пролив моря. Видна только спина его, морда и высокие рога. Ио поджала ноги, чтобы не замочить в воде. Чудно представлено море: перед зрителем оно стоит горой, — вода от нижней каймы рамы занимает все полотно до верхней каймы рамы. Это дает впечатление массы воды, с трудом одолеваемой богом. 

Лицо ее какое-то оступенелое, древнее, неразвитое, без тени в себе души, мечты и воображения. "Я захотела": и дальше этого коротенького — ничего нет. "Я захотела бога, потому что он могущественнее людей". "Я не замочу своих ног", "я перееду в Азию". Фактическая женщина. В ней все — факт, и рассуждение никуда не пускается. "Ну, что же, матушка, когда тебе хочется", — молились древние люди, тоже не рассуждавшие.
Похищение Европы. 1910
Композиция. Гипс. 28,7 × 45 × 25
Музей-заповедник "Абрамцево"

Этого мифа дано несколько вариантов у Серова. На выставке они не "выигрышны". Но раньше выставки я видел один из вариантов в квартире В.В.Матэ, нашего знаменитого гравера, и не мог оторваться. 

Мне кажется, все живописные изображения этого мифа (бесчисленные) суть "картинки", суть игривое упражнение христиан-живописцев. У Серова же, в этой оступенелой, статуеобразной Ио, я увидел что-то "настоящее". И мне кажется, в будущем нельзя представлять этого иначе, как сделал Серов. Он дал канон сюжету "Похищение Европы"».

Источник:
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 2. С. 472–473.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии