Валентин Серов в воспоминаниях современников. Портреты Юсуповых (продолжение)

Портрет князя Ф.Ф.Юсупова, графа
Сумарокова-Эльстона. 1903
Холст, масло. 89 × 71,5
Государственный Русский музей
Над портретами князя Феликса Юсупова-старшего, графа Сумарокова-Эльстона, — мужа княгини Зинаиды Юсуповой, и их сыновей — Николая и Феликса Валентин Серов работал в августе 1903 года в подмосковном родовом имении "Архангельское", где семья проводила летние месяцы.  

О том, как продвигалась работа над портретами, известно из писем Серова жене:

"...старший сын [Николай] не дался, т.е. просто его сегодня же начну иначе. Оказывается, я совсем не могу писать казенных портретов — скучно. Впрочем, сам виноват, надо было пообождать и присмотреться"; "Вчера начал князя по его желанию на коне (отличный араб бывшего султана). Князь скромен, хочет, чтобы портрет был скорее лошади, чем его самого — вполне понимаю»; "...с ним [Николаем] трудно — тем более, что он очень неохотно позирует"; "…старшего сына [Николая] отложил до зимы, как-нибудь в Питере"; "Ну-с, я, вроде, как бы окончил свои произведения, хотя, как всегда, я мог бы работать их, пожалуй, еще столько или полстолько. <...> Пожалуй, удачнее всех князь на лошади, может быть, потому, что не так старался — это бывает".

Из воспоминаний Феликса Юсупова-младшего: 

Портрет графа Ф.Ф.Сумарокова-Эльстона,
впоследствии князя Юсупова. 1903
Холст, масло. 89 × 71,5
Государственный Русский музей
"Серов настоял на том, чтобы собака, с которой я никогда не расставался, также была изображена, поскольку, по словам художника, "это была лучшая модель" <…> После позирования я уводил его в парк. Там, сидя на одной из моих любимых скамеек, мы вели откровенные разговоры, неоднократно беседуя по вопросам, глубоко меня волнующим. Будучи тогда юношей, я очень задумывался над той огромной ответственностью, которую накладывали на меня несметные юсуповские богатства. Я глубоко понимал и чувствовал, что чем больше мне дано, тем и больше от меня требуется. Серов же, человек гуманный и убежденный защитник всех неимущих, своими долгими и дружескими беседами словно "оформил" все мои сокровенные мысли и чувства. Его передовые взгляды оказали влияние на развитие моего ума. И по мере того, как его художественная кисть заканчивала внешний облик на полотне — внутри меня созревал тот человек, каким я остался всю жизнь, и дружба Серова оставила во мне неизгладимые впечатления".

Вспоминая о том, как создавался портрет отца, Феликс продолжал: "Арабский жеребец очень забавлял Серова… Он следовал за всеми нами, как собака, вплоть до того, что поднимался по ступенькам лестницы дома".





Портрет графа Н.Ф.Сумарокова-
Эльстона. 1903. 
Холст, масло. 89 × 68
Государственный Русский музей
Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1856–1928) — муж княгини З.Н.Юсуповой. Генерал-лейтенант (1915), главный начальник Московского военного округа (1915). После организованного его сыном убийства Г.Е.Распутина (декабрь 1916) был вынужден удалиться в курское имение Ракитное. После Октябрьской революции уехал с семьей в Крым, в 1919 покинул Россию. Жил с женой в Риме.

Николай Феликсович граф Сумароков-Эльстон (1883–1908) — старший сын князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, и княгини З.Н.Юсуповой. Впоследствии должен был унаследовать княжеский титул. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Был убит на дуэли.

Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон (1887–1967), — младший сын князя Ф.Ф.Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, и княгини З.Н.Юсуповой впоследствии стал известен как один из организаторов убийства Г.Е.Распутина (декабрь 1916). После Октябрьской революции в 1919 эмигрировал из России. Автор нескольких автобиографических книг, изданных в Париже, — "Конец Распутина" (1927), "Avant l’Exil 1887–1919" (1952), "Мемуары" (1953) и "En Exil" (1954). 


Источники:

Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Л., 1971. Т. 1. С. 428, 431, 434, 436.  
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Л., 1971. Т. 2. С. 299–300.

Автор-составитель публикации - Надежда Мусянкова

Комментарии