Первый приезд Айвазовского в Петербург. Знакомство с Крыловым и Жуковским


Не только юг, нежно любимый Айвазовским, но и северный Петербург сыграл важную роль в становлении его таланта. По воспоминаниям Кузьмина, Айвазовский "говорил, что особенно поразительное впечатление производили на него, после роскошного юга, в убогой кашей северной природы, с ее бледным небосклоном - белые ночи". 

Биржа Петербурга. 1847. Государственный музей-заповедник "Петергоф"

"В эти задумчивые, светлые, прозрачные летние ночи, воспетые Пушкиным, по словам Ивана Константиновича, ему нередко приходилось возвращаться из дома светлейшего гр.Александра Аркадьевича Суворова-Рымникского князя Италийского, у которого он проводил все воскресные и праздничные дни и который всегда относился к нему с самым радушным, теплым участием. С семейством сестры Суворова-Варвары Аркадьевны Башмаковой (рожденной княжны Италийской, графини Суворовой-Рымникской), хорошей знакомой семьи Таврического губернатора А.И.Казначеева, Айвазовский на лошадях прибыл, как рассказывал нам, из Симферополя в Петербург.

О назначении его стипендиатом в академию он был уведомлен частным образом письмом гр. Суворова в августе 1833 г. Знаменитый поэт наш Василий Андреевич Жуковский в 1835 г. посетил скромную квартирку нашего художника в академии и одним из первых по приезде его в Петербург горячо приветствовал его талант и утешал ею, в то время как он с трепетом и волнением ждал решения своей участи вследствие известной истории наветов на не послушание его царской воле и приказаниям профессора академии Таннера, завидовавшего успехам Айвазовскаго.

С жаром написанная картина его "Этюд воздуха над морем" появилась вопреки заданным летом 1835 г. учителем его работам из северной природы, которые он не пожелал выполнить, сказавшись больным, чем Таннер был несказанно раздосадован (По повелению императора Николая I картина тогда скоро была снята с выставки. Распоряжение об этом передал приехавший от имени государя флигель-адъютант).

А.Н.Оленин, желая содействовать успехам юного мариниста, сам подал ему, по словам Ивана Константиновича, мысль написать эту картину к осенней выставке; картина вызвала вскоре в академических залах сенсацию, привлекала в ту пору уже толпы публики, и Айвазовский получил за нее впоследствии первую серебряную медаль, присужденную приговором общей конференции академии художеств.

Добрый от природы и сострадательный В.А.Жуковский, долго беседуя с Айвазовским, убеждал его не унывать, не волноваться, не падать духом и по-прежнему ревностно заниматься живописью. Вскоре после "певца Светланы" и наш "дедушка-баснописец" Иван Андреевич Крылов приехал в академию и также пожелал видеть, как впоследствии А.С.Пушкин, юного поэта художника.

К.П.Брюллов. Портрет И.А.Крылова. 1839

Это было в том же 1835 году. Наш незабвенный баснописец, пленившийся появившейся на выставке творческой картиной ученика академии И.К.Айвазовского, высказал ему по этому поводу свой восторг и удивление перед яркими проблесками сказавшегося в ней таланта и принес первые слова утешения и одобрения, скоро донесшиеся до него и с высоты престола. При появлении "дедушки Крылова" ученики академии, товарищи Ивана Константиновича, вбежали шумной гурьбой к нему в комнату и передали желание Крылова увидеть его. Айвазовский, опечаленный, грустный, вышел, и маститый "дедушка", приподнявшись со своего места навстречу, ласково подозвав его к себе, завел с ним беседу.

- Поди, поди ко мне милый, не бойся! Я видел картину твою - прелесть как она хороша. Морские волны запали мне в душу и принесли к тебе, славный мой - произнес Крылов добродушным всегдашним своим голосом и, поцеловав молодого человека, своим замечательным, счастливым сходством так близко напоминавшего ему, как и всем, начиная с высокого покровителя его императора Николая I, великого Пушкина, - продолжал, обняв, утешать опечаленного художника:

- Что, братец, француз обижает? Э-эх, какой же он... Ну, Бог с ним! Не горюй!..

По словам художника, И.А.Крылов более часа провел в беседе с ним и, уезжая, он уговаривал его не переставать с такой же любовью предаваться художественным занятиям и творчеству и так же любить природу.

Участие Жуковского и Крылова, встречавших не раз после того Айвазовского у Оленина и Брюллова, несколько облегчило тяжкие волнения и гнет, лежавшие на сердце его, а новый 1836 год рассеял его опасения на дальнейший гнев царя, успокоившийся благодаря ходатайству о нем благородного проф. А.И.Зауервейда"...

Источник:
"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901

Комментарии