И.К.Айвазовский и императорская семья

"Милость и благосклонное внимание ко мне императора были для меня велики и останутся навсегда незабвенны", - говорил Айвазовский, вспоминая царствование Николая I и свою молодость. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей государь предложил Айвазовскому присутствовать вместе с ним на морских маневрах на Финском заливе. Об этом и других путешествиях, в которых художник сопровождал членов императорской семьи, рассказывает в своих воспоминаниях биограф художника Н.Н.Кузьмин.
Айвазовский И.К. Вид Леандровой башни
в Константинополе. 1848.

"Однажды император Николай Павлович заметил, что находит, что всплески от ядер на воде не совсем согласны с действительностью и надо исправить картину. И.К. позволил себе отозваться, что предпочитает вместо исправлений написать новую картину, и государь согласился с предложением художника, но министр двора князь П.М.Волконский предупредил его, что вторую картину он обязан написать без всякого уже за нее вознаграждения.
 
"Даже без этого предварения я не упомянул бы и сам о вторичной плате, - говорил И.К., - но покойный император Николай Павлович, со свойственной ему истинно царской щедростью, приказал выдать мне и за вторую картину точно такое же вознаграждение, как и за первую", - и прибавлял об обаятельной благосклонности и обхождении государя, с которыми он относился вообще ко всем художникам и артистам…" <…> 

"По рассказу Ивана Константиновича, вторичная морская поездка, особенно продолжительная, с апреля 1845 по июль 1846 года, по воле государя императора совершена была, как и десять лет назад, Айвазовским в сопутствии августейшего генерал-адмирала, в свите, сопровождавшей любимого царского сына великого князя Константина Николаевича при посещении им далекого юго-востока.

Иван Константинович имел честь, по желанию своего высокого покровителя, сопровождать великого князя в продолжение всего его плавания по берегам Европейской Турции, Малой Азии и по архипелагу. Кроме Константинополя, высокий путешественник посетил Хиос, Патмос, Самос, Мителене, Родос, Смирну, развалины древней Трои, Синоп и многие другие острова архипелага и местности Леванта и берегов Анатолии. Опять масса разнообразных впечатлений волною нахлынула на осчастливленного новою царскою милостью художника.
 
Местности, связывающие античный древний мир с колыбелью первых веков христианства, понравились И.К. не меньше прибрежья Адриатики и лазурных вод Неаполя, скалы Афин он мысленно сравнивал со скалами Неаполя, Рим с другой колыбелью древних искусств, Византией, и расширял кругозор обширного запаса световых эффектов природы и водной стихии морей, набрасывая этюды и занимаясь без устали живописью.

 Вскоре по возвращении, летом 1846 года, он написал пятнадцать новых картин, с быстротою волшебства, свойственной его кисти, "Вид Константинополя при луне" и "Принцевы острова на мраморном море" произвели сенсацию в публике. По мнению Н.В.Кукольника, писавшего в "Иллюстрации" об этих картинах, Айвазовский явился в них для нас "в полной зрелости обширного своего таланта. Освещение дерзко, но исполнено удачно: зной разлит в картине так осязательно, что кажется, ощущаешь его влияние. Очаровательное слияние красок и лунного света наполняет картины высшим эффектом". По воле государя картины эти вместе с "Афонской горой" и "Аю-Дагом ночью" посланы были на художественную выставку в Берлин, где имели шумный успех и заняли всю печать. Император германский Вильгельм и все его семейство отнеслись с большим сочувствием и участием к произведениям знаменитого русского художника, часть которых была приобретена императорским домом и осталась в Берлине.

В начале 1852 года И.К.Айвазовский был в Москве после сопутствия императору Николаю Павловичу в плавании в Севастополь и присутствия при морских маневрах конца 1851 года. Здесь художник встретил в последний раз Н.В.Гоголя. По рассказу Ивана Константиновича встреча носила самый сердечный оттенок, и его поразила при этом страшная худоба, бледность и страдальческое выражение лица великого русского писателя..."


Источник:
"Воспоминания об И.К.Айвазовском профессора Н.Н.Кузьмина", 1901

Комментарии