Ко дню рождения В.Э.Борисова-Мусатова

В.Э.Борисов-Мусатов. Поцелуй. 1897

14 апреля 1870 года родился Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 - 1905). Творчество Борисова-Мусатова неразрывно связано с философией и эстетикой символизма. Мастера будто манило «эхо» прошлого, столь призрачного и едва уловимого, влекли его заповедные «элизиумы» былого, воплощенные  на полотнах застывшими, словно окутанными туманом забвения видениями. Сонм пленительных грёз и мечтаний составляли уютный и милый мир души художника, волею судьбы с детства обреченного на физический недуг (З-летним мальчиком он упал со скамьи и из-за травмы позвоночника на всю жизнь остался горбуном).  

Родившись в Саратове, Борисов-Мусатов навсегда остался предан своему городу, и после нескольких лет обучения живописи в Москве и Париже вернулся в отчий дом. Именно тесный флигель с мастерской и  крохотный  клочок  небольшого сада стали той юдолью творческого отдохновения художника и  колыбелью  созданных  им «нездешних» образов. 

Картина «Поцелуй» относится ко времени ежегодных (1895-1898) заграничных поездок Борисова-Мусатова  и уроков у французского мастера Жюля Кормона в Париже. В летние месяцы  1897 года живописец приехал погостить  в Саратов. Накануне он побывал в Мюнхене у друзей – художников  И.Э.Грабаря и М.В,Веревкиной, где в Германии в ту пору зарождалось искусство «экспрессионизма»,  успел  уже  и погрузиться в кипучую атмосферу богемного Парижа и познакомиться в Люксембургском музее с произведениями Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, К.Писсаро и других импрессионистов. Более всего поразила Борисова-Мусатова нежностью живописной манеры Берта Моризо, полотна которой были представлены на ее посмертной выставке в 1896 году. 

Летом 1897 из Саратова адресованы художником строки Грабарю: «Передо мной каталог Берты Моризо, <…>  дорогой Моризо, я о ней вспоминаю, как о своей давно прошедшей любви». Именно ее творчество стало тем импульсом к созданию программного полотна «Matrenite» («Материнство»; не осуществлено), над этюдами к которому художник работал  в то лето  в Саратове. 

Отзвуком этих пленерных  летних штудий   и впечатлений от покорившей еще в Париже стилистики монументальных панно Пюви де Шаванна стала разработка композиции «Поцелуй», сохранившихся лишь в эскизе. 

Сквозь зыбкую пелену света на полотне проступают силуэты влюбленных, отдаленно напоминающих своей пластикой героев скульптора Огюста Родена. Сомкнувшись в сладостных объятиях, они олицетворяют  собой желанную Борисовом-Мусатовым чистую, несколько отвлеченную гармонию. «Поцелуй»  - символичен, через образ мужчины и женщины он  предстает некой аллегорией согласия стихий.  

Созвучие безмятежности  природы и проведенной на ее уютном лоне человеческой жизни наполнено  спокойствием, любовью и счастьем.

Комментарии