Выставка "Пять измерений". Александр Рукавишников

Александр Рукавишников, народный художник России, входит в число лучших скульпторов мира. Является представителем одной из крупнейших скульптурных династий новейшей России.
На выставке "Пять измерений" А.Рукавишников представил четыре работы, три из которых были специально сделаны автором для этого проекта – композиция "Девочка с прыгалками" и два графических панно из серии "Путешествие из П. в М.".
 

Рукавишников А.И. Путешествие из П. в М. 2017. Металл, левкас, авторская техника.

Графические панно на металле "Путешествие из П. в М." стали началом целого цикла работ А.Рукавишникова на эту тему, так его увлек взятый за основу мотив. Точкой отсчета для автора явились даже не столько воспоминания, сколько особое настроение, вызванное некогда прочитанным произведением А.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Однако для Рукавишникова этот сюжет словно "идет через времена". Скульптор специально проехал на машине этот путь и сфотографировал места, которые, по его словам, вызывают щемящий ужас: сгоревшие деревни, брошенные сельскохозяйственные машины и т.д. Появившиеся графические панно стали своеобразным опытом рефлексии автора на увиденное. В работах нет прямого обличения, но ощущение неприятия происходящего передано в характерных женских образах. А.Рукавишников открыто говорит, что он изобразил женщин определенной профессии, нарочито грубоватых, с гипертрофированными формами. В образе медведя художник представил себя, т.е. автора, едущего в машине вместе с "дамами" и с безысходностью взирающего на все происходящее вокруг. 

Рукавишников А.И. Путешествие из П. в М. 2017. Металл, левкас, авторская техника.

Работы выполнены в сложной авторской технике. На основу – дюралюминиевый лист – наклеивается серпянка, на которую наносится 2-3 мм слой левкаса (аналогично иконам). Затем слой мела и рыбьего клея. После этого поверхность тонируется, в основном, природными материалами. В ход идут чай, кофе, конский навоз, кровь автора (это не метафора). Смесь этих составляющих дает необходимый эффект ржавчины, который усиливается с помощью использования гвоздей политых водой. Такие цветовые эффекты "состаривания" поверхности необходимы Рукавишникову для передачи определенного гнетущего душевного состояния. После этого гвоздем процарапывается изображение, добавляются различные виды красок. Все закрепляется фиксаторами. В результате автору удается добиться необычной сложно сформированной техники, которая позволяет экспериментировать с представленными образами, наполняя их необходимым настроением.

Слева: Друг мой Коля (портрет Николая Огрызкова). 2014. Бронза
Справа: Девочка с прыгалками. 2017. Бронза

Напротив, в традиционной бронзе представлена работа "Девочка с прыгалками". Простота мотива, без вычурных претензий на демонстративную новизну, в нынешних условиях, пожалуй, может оказаться той самой новацией, где столь редко встречающаяся в современном искусстве искренность ценится на вес золота.

Портрет Николая Огрызкова "Друг мой Коля" создавался автором в память об ушедшем друге-танцовщике. В свое время Николай Огрызков был солистом танцевального ансамбля И.Моисеева. Впоследствии он объехал весь мир, обучаясь различным стилям танца, а по возвращении на родину открыл свою школу, где занимался преподаванием. За это время у него появилось огромное количество учеников и последователей. Кончина любимого педагога, крупнейшего мастера в области танца стала для всех потрясением. Глубокой скорбью пронизано настроение, переданное А.Рукавишниковым в портрете дорогого друга. Взнервленная фактура скульптурной поверхности словно дышит и пульсирует, передавая неуемный ритм и стремительность внутреннего душевного движения персонажа. Устремленный в бесконечность пламенный взор танцора увлекает зрителя в безумный мир танца.



Текст: Ирина Седова
Фото: М.А. Сулимов

Комментарии