Пять экспонатов выставки «Сказание о граде Свияжске»

Сегодня мы расскажем о пяти особенно значимых с исторической и культурной точки зрения экспонатах выставки. А с остальными элементами экспозиции вы можете поближе познакомиться лично.  


Икона «Святая Троица» («Сопрестолие»)

 
Эта икона украшала Успенский собор. Это один из крупнейших храмов Свияжска, построенный иноком Германом, прибывшим по поручению царя на остров, чтобы воцерковить новые территории, присоединившиеся к Руси после победоносных Казанских походов Ивана Грозного.

В русском искусстве иконография «Сопрестолия», традиция изображения Святой Троицы именно таким образом, получает распространение еще с середины XVI века. Эта икона была создана уже в конце XVI века, но все равно считается одной из наиболее ранних. Отличает ее не только монументальный размер, но и интересная иконографическая особенность — восьмиконечный Крест, на вершине которого изображен Святой Дух в виде голубя на фоне двух пересекающихся ромбов.



Евангелие-тетр (Четвероевангелие)


Деревянные переплетные крышки рукописи «одеты» в желтый бархат XVIII века. Частично сохранился оклад XV века: серебряные позолоченные пластины с чеканным изображением четырех евангелистов по углам верхней переплетной крышки, а в центре — «Распятие» на ромбовидной пластинке.

Рукопись украшена четырьмя миниатюрами с изображениями евангелистов, заставками балканского типа, инициалами и орнаментированными фигурными указателями недельных чтений на полях.

Вероятнее всего, над миниатюрами этого Евангелия работали два художника. Первая миниатюра «Евангелист Матфей» выполнена в традициях тверской живописи, остальные близки произведениям московской традиции.

Скорее всего, в Казань эту рукопись привез Герман, который прибыл на новые земли вместе с Гурием в качестве архимандрита Успенского монастыря в Свияжске.

На обороте последнего листа коричневыми чернилами — теми же, какими написано само Евангелие, указана дата создания книги. Согласно этой записи, рукопись появилась еще в 1478 году в Твери при великом князе Михаиле Борисовиче.
 


Положение во гроб. Плащаница

 
На выставке представлен еще один уникальный экспонат — плащаница из Успенского монастыря Свияжска. На ней изображен Христос на высоком ложе. Его голову поддерживает Богородица. За ней стоят три жены-мироносицы.

К левой руке Христа припадает апостол Иоанн. А за Иоанном склоняются две фигуры — Никодим и Иосиф. Никодим — тайный ученик Иисуса Христа, участвовавший в погребении своего учителя. А Иосиф — богатый иудейский старейшина, в гробнице которого был похоронен Христос.

В некоторой степени образцом для этого произведения послужила плащаница, созданная в 1562 году в светлице княгини Темкиной-Ростовской для кафедрального Благовещенского собора.
 


Шапка архиерейская

 
Среди всех экспонатов выставки «Сказание о граде Свияжске» особенно выделяется шапка. Она принадлежала Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому. И с ней связана одна из самых мистических и трагических историй.

Как уже было упомянуто выше, Герман прибыл на новые земли вместе с первым архиепископом Казани Гурием, чтобы освятить остров и утвердить православие на новой территории. Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, а после смерти Гурия стал архиепископом.

Но в 1566 году Иван Грозный вызвал его в Москву. Там государь предложил, Герману стать митрополитом, но святитель отказался и потребовал у царя сначала отменить опричнину. За такую смелость святитель был изгнан из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым. 



Богоматерь Казанская. Пелена

 
В 1579 году в Казани произошло необыкновенное событие — в этом, еще недавно языческом городе, была явлена чудотворная икона Богоматери. Тогда после страшного пожара, уничтожившего часть города, Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матрене и повелела искать на пепелище Свою икону.

К сожалению, спустя столетия икона была украдена и утеряна. Но осталась память о ней — например, эта пелена, древнейший из сохранившихся образов утраченной чудотворной иконы «Богоматери Казанской».

Иконография и размер пелены точно соответствуют чудотворной иконе Богоматери. И, хотя использованные материалы и приемы шитья можно назвать скромными, сам образ необычайно одухотворен.

Предназначалась эта пелена для украшения легендарной чудотворной иконы Богоматери Казанской, для которой в 1595 года построили каменный храм Богоматери Одигитрии.

 

Текст: Ангелина Грин
Фото: Анастасия Замятина


 

Комментарии