В.В.Верещагин: к 175-летию художника

26 октября 2017 года исполняется 175 лет со дня рождения  выдающегося русского живописца Василия Васильевича Верещагина (1842-1904).  Третьяковская галерея готовится провести масштабный проект в 2018 году, открыв  персональную выставку художника в Новой Третьяковке.

Верещагин В.В. Апофеоз войны. 1871

Успех выставок Верещагина, как в России, так и за рубежом, был грандиозным. За 38 лет творческой деятельности прошло более 70 выставок, из которых одна треть – в России. Последняя выставка в Третьяковской галерее, посвященная В.В Верещагину, проходила в 1992 году и была приурочена к 150-летию со дня рождения. Сейчас в ГТГ хранится 139 единиц живописи и более 400 единиц графики.

Экспозиция выставки В.В.Верещагина в Третьяковской галерее, 1992 год 

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Он не только выдающийся живописец, но и смелый реформатор, порывающий с общепринятыми нормами в жизни и искусстве, яркий талант и неординарная личность одновременно. Верещагин известен как путешественник, историк, исследователь-этнограф, писатель, философ и воин. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью.
 
Сильная волевая, поистине богатырская, фигура Верещагина не знала кабинетного покоя. Он всегда стремился на передовую линию событий, где подстерегала опасность, где жажда новых впечатлений сопровождалась суровыми испытаниями. Брошенный Верещагиным вызов "комнатным стратегам" и сидящим дома "не путешествующим путешественникам", по выражению П.М.Третьякова, подпитывался "выходящим из ряда вон" талантом. Многие люди уважали Верещагина и искали с ним контакта, однако лишь немногие удостаивались чести дружить с ним. Большинство предпочитало в общении держать дистанцию, опасаясь резких прямолинейных высказываний и раздражительности этого правдолюбца. Близкие друзья часто не выдерживали его вспыльчивости и импульсивности. Многолетняя дружба с известным критиком Василием Стасовым "закалялась" в непростых отношениях, испытывала временные размолвки и иногда надолго прерывалась. Третьяков, единственный коллекционер, высоко ценивший искусство Верещагина и приобретавший картины целыми сериями, однажды отказался предоставить картину "Перед атакой" на выставку в Петербург. Он опасался за состояние как самой картины, так и огромной тяжелой рамы, которая могла пострадать во время переезда. Не получив согласия Третьякова, Верещагин отправил коллекционеру телеграмму: "Мы с вами более не знакомы" и разорвал отношения на целых три года.

Одни называли Верещагина "самым крупным художником современности", "гениальнейшим представителем реализма", "великим живописцем", другие – "шарлатаном, космополитом, возмутителем, развратителем народа", третьи - "нигилистом" и "революционером". На самом деле сложная многогранная натура Верещагина, его жизнь и деятельность, творческая активность разрушала все шаблонные представления. Многие его картины притягивали и пугали одновременно, необычные экспозиции привлекали возбужденных зрителей, независимые публикации в прессе вызывали бурную полемику. "Готовность художника замерзнуть на ледниках, при наблюдении эффектов горного освещения", или "готовность дать убить себя 20 раз в день из-за желания наблюдать чувства, страсти людей, психологию битв" - подобные свойства характера сформировали у Верещагина беспощадный принцип самоотдачи, "участие сердца в работе" без остатка, "до потери сна и аппетита, до болезни", "когда палитра валится из рук, если не прохвачен насквозь сюжетом". 


Верещагину, родившемуся в Череповце в дворянской семье, была уготована судьба военного морского офицера. Согласно воле отца, Верещагин получил фундаментальное военное образование, но избрал иной путь, решив стать художником. Он поступил в Академию художеств в класс профессора А.Т.Маркова, привившего ему серьёзные технические навыки академического искусства. В Академии художеств Верещагин быстро достиг успеха, получил серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". Он представил Совету Академии эту композицию, выполненную сепией на большеформатном картоне, но несмотря на положительный отзыв о своей работе, Верещагин неожиданно для всех сжег картон, посчитав изображение подражанием стилю английского скульптора и рисовальщика Джона Флаксмана. Такая импульсивность была присуща натуре Верещагина, и в дальнейшем он не раз будет уничтожать полотна, поддаваясь внутреннему порыву, принимая решения на основании личных убеждений. 

В 1863 году, числясь учеником Академии художеств, Верещагин отправился в отпуск на Кавказ. Путешествие проходило по красивым местам Эриванских и Бакинских долин: проехав Георгиевск, Пятигорск, Владикавказ, художник остановился в Тифлисе, где подрабатывал учителем рисования в нескольких местах. Все свободное время Верещагин отдавал работе на натуре, накапливал в толстых альбомах зарисовки о жизни местного населения.
Кавказские рисунки открыли ему двери для обучения в Высшей школе изящных искусств (Ecole supérieure des Beaux Arts) в Париже у известного французского художника Жана-Леона Жерома. Двадцатидвухлетний художник работал по шестнадцать часов в сутки, упорным трудом совершенствуя технику классического рисунка, но. несмотря на советы учителя, настойчиво отказывался от копирования старых полотен Лувра. Высоко оценивая живописную манеру французского мэтра, русский ученик не желал оказаться под влиянием салонного академизма, стремился найти свой путь в искусстве и сохранить свободу личностного выбора. Спустя годы, когда уже будут написаны Индийская и Балканская серии, Третьяков выразит свое мнение о месте Верещагина в ряду иностранных художников: "Что за сравнение то с Жеромом, то с Ор. Верне, то с Детайль, то с Невилем. Я считаю и считал всегда Верещагина таким колоссом, что по многим сторонам его таланта не знаю никого из всех современных художников — включая Фортуни — ему равного…" .

Работы В.В.Верещагина в 13 зале Третьяковской галереи

Весной 1865 года Верещагин опять устремился на Кавказ, чтобы вновь погрузиться в горячую атмосферу восточной жизни. "Я вырвался из Парижа… точно из темницы, и принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением… На Закавказье на этот раз я сделал массу рисунков, изумивших впоследствии Жерома и Бида" . В течение семи месяцев он путешествовал по кавказским селениям, останавливался в Шуше, где наблюдал религиозный праздник Мохаррем, добрался до деревень духоборов и молокан, высланных из России. Он создал десятки карандашных рисунков с портретами местных жителей и сценками будничной жизни, которые публиковали в виде гравюр в журналах "Tour du monde" (1868), "Всемирная иллюстрация" (1869), "Всемирный путешественник" (1870). Верещагин вел подробный дневник, где описывал древние обычаи, религию, ремесла, а также национальные костюмы, кухню, обряды, праздники, состязания.

Весной 1866 года Верещагин приехал к родным в село Любец, доставшееся им по наследству от Алексея Васильевича Верещагина, дяди художника. Поездка знаменательна тем, что здесь, задолго до знаменитого репинского полотна, художник задумал написать картину с бредущими по берегу бурлаками, тянущими за собой тяжело груженую баржу. Приступив к работе масляными красками на небольших по размеру холстах, Верещагин еще робко раскрашивал фигуры по карандашным контурам, при этом верно передавая объем, позу и ракурс. Трудно представить, как выглядело бы оконченное живописное полотно, так как, вернувшись в Париж с готовыми этюдами и начав работу, художник вдруг отказался от замысла, потеряв интерес к этой теме. Кипучая натура художника искала ярких эмоций, диковинной экзотики, опасных приключений. Все это он вновь нашел на Востоке, только теперь это был регион Центральной Азии, где Верещагин оказался осенью 1867 года по приглашению К.П.Кауфмана, генерал-губернатора, командующего войсками Туркестанского военного округа.

Продолжение следует... 


Автор: Светлана Капырина, хранитель музейных предметов 1 категории Отдела живописи второй половины XIX - начала XX века, куратор выставки В.В.Верещагина


Комментарии